Главная Новости

Жизнь на равных. Как живут в Финляндии люди с ограниченными возможностями?

Опубликовано: 04.09.2018

видео Жизнь на равных. Как живут в Финляндии люди с ограниченными возможностями?

Зигмунд Смальцеж в программе НА РАВНЫХ (часть 1)

Считается, что уровень развития общества определяется его отношением к самым беззащитным гражданам: детям, старикам, инвалидам. Не зря весной 2018 году ООН признала Финляндию самой счастливой и благополучной для проживания страной в мире. В Суоми люди с инвалидностью, в том числе интеллектуальной, на деле, а не на бумаге, обладают гражданскими правами, принимают решения о своей жизни и не бояться быть заметными. И хотя есть еще нерешенные проблемы, результаты, которых Финляндия добилась в сфере поддержки людей с инвалидностью заслуживают восхищения.



Быть самостоятельным

В июне 2016 года Финляндия ратифицировала международную конвенцию ООН о правах инвалидов. Её основные принципы: недопустимость дискриминации, равенство возможностей, интеграция в общество. Каждая присоединившаяся к конвенции страна самостоятельно разрабатывает законы, направленные на обеспечение прав людей с инвалидностью и следит за их выполнением.


НА РАВНЫХ LIFE с Дмитрием Клоковым / ДМИТРИЙ НОСОВ

Впрочем, и до ратификации конвенции, в плане поддержки людей с инвалидностью Финляндии было чем гордиться. Например, «доступной средой». Люди с ограниченными физическими возможностями не заперты в четырёх стенах, границах своего двора или микрорайона. Они гуляют, хотят на работу и за покупками, встречаются с друзьями и путешествуют. Городская инфраструктура приспособлена таким образом, чтобы любой человек чувствовал себя комфортно, мог обходиться без посторонней помощи .


Андрей Скоромный в программе НА РАВНЫХ с Дмитрием Клоковым (часть 1)

Фото: demokraatti.fi

Удобные пандусы, лифты, оборудованные туалеты – давно не диковинка, а норма для любого общедоступного здания. Почти в каждом отеле есть номера для маломобильных граждан, с широкими проходами, поручнями и сидениями в ванной комнатой, чтобы безопасно и комфортно принимать душ. Музеи предлагают экскурсионные программы для маломобильных и слабовидящих людей. Даже знаменитый аттракцион Хельсинки – колесо обозрения высотой в 40 метров, – сконструирован так, чтобы в гондолу можно было без проблем закатить инвалидную коляску.

Фото: ilcdn.fi

Поддержка особенных людей, конечно, не ограничивается доступностью городской среды. Каждый человек, независимо от его диагноза, наличия или отсутствия инвалидности, имеет право на самоопределение – право решать, как ему жить и чем заниматься, быть полноправным членом общества. В этом отношении особая поддержка требуется людям с метальными нарушениями. Если в России социализацией таких людей занимаются немногочисленные благотворительные организации, то в Финляндии эту миссию ещё 20 лет назад взяли на себя муниципалитеты.

Первопроходцем стала Южная Карелия. Здесь были открыты первые в стране социальные центры для людей с особенностями развития. Главная задача таких центров –научить своих клиентов жить самостоятельно .

Например, «Вилла Карелия» – место где живут люди с тяжёлой степенью инвалидности.

Инструкторы учат их выполнять простые бытовые обязанности: помогать на кухне, стирать, делать уборку. Постояльцы центра получают необходимые для самостоятельно жизни навыки . Родственники, приезжающие навестить родных, удивляются: дома человек не делал ничего, а здесь, оставшись без гиперопеки, сам с радостью моет посуду и заправляет кровать. В расписании ежедневных занятий не только стирка и уборка. Есть свой театр, проводятся регулярные экскурсии.

Фото: ihmisoikeusliitto.fi

Программы и условия в социальных центрах отличаются в зависимости от потребностей постояльцев. В одних, как на «Вилле Карелия», клиентам помогают осваивать элементарные навыки, в других – жильцы не требуют круглосуточной поддержки, самостоятельно справляются с уборкой и готовкой, учиться пользоваться городским транспортом, взаимодействовать с государственными органами.

Самое важное, во всех финских социальных центрах люди живут отдельно друг от друга . Каждый в своей собственной квартире площадью около 25 квадратных метров. Мебель, украшения, постельное белье, жилец покупает сам, исходя только из своих вкусов. По желанию он может поставить телевизор, компьютер, музыкальный центр или барабанную установку, нет никаких ограничений.

Квартира личное пространство, и никто не может войти без стука. Но и на произвол судьбы квартиранты не брошены. Каждый получает помощь в необходимом объеме. С кем-то куратор находится практически постоянно, а к кому-то заходит раз в неделю, узнать, как дела. Этот опыт индивидуального проживания – важнейшая часть социальной адаптации .

Фото: koti.ts.fi

Проживание в социальных квартирах не бесплатное. Стоимость аренды варьируется в районе 500 – 600 евро в месяц. Однако, 80% оплачивает государство, и только 20% – сам жилец из своей пенсии. Также клиент социального центра самостоятельно платит за питание, личные покупки. К слову, средняя пенсия составляет 1000 евро или чуть больше. Не золотые горы, но и пояса финским инвалидам затягивать не приходится .

Еще двадцать лет назад большинство финнов с нарушениями умственного развития жили в интернатах – также как сегодня в России. Главная проблема таких заведений –люди там закрыты от окружающего мира, их как будто нет для общества. В 90-х психологи заговорили о том, что в изоляции нет никакого толка, в закрытых учреждениях человек не живет, а существует, постепенно теряет даже те навыки, которые были у него при поступлении. Финские власти к мнению врачей прислушались.

В 2010 году парламент утвердил программу по предоставлению людям с нарушениями умственного развития индивидуального жилья. К 2020 году все интернаты в Финляндии должны быть расселены . Сейчас в них еще остается по разным данным от 500 до двух тысяч человек. Остальные, а это порядка 30 тысяч, имеют возможность выбирать место жительства: остаться с родителями, жить квартире при социальном центре или даже арендовать жильё самостоятельно.

Найти работу

В социальных центрах и центрах дневного пребывания людям с нарушениями умственного развития помогают найти интересное занятие, освоить ремесло. Работа – тоже необходимая составляющая социальной интеграции. Она позволяет человеку развиваться, чувствовать себя полезным членом общества, а не изгоем.

При социальных центрах есть мастерские. Там заняты те, кто не может, не хочет или пока не нашёл работу вне центра. В мастерских работают в среднем по 5 часов в день. Занимаются, например, ковроткачеством или делают ловушки для рыбной ловли. Норм выработки нет, оплата в среднем, 1 евро в час.

Фото: laptuote.fi

Конечно, для многих клиентов социальных центров работа в мастерской далеко не предел мечтаний. Для них кураторы подыскивают подходящие вакансии в городе: на производстве, строительстве, общепите.

В Лаппеенранте есть кафе «Кейсла» (Kahvila Kaisla). Оно находится под патронажем социальной службы. Открыто по будням. В кафе можно выпить кофе, перекусить супом или салатом. Самое дорогое блюдо стоит 6 евро. Низкие цены объясняются тем, что в них заложена только стоимость продуктов. На кухне руководит профессиональный повар, но остальные сотрудники – люди с ментальной инвалидностью.

Фото: rantapallo.fi

Не молчать

Насколько политика государства помогла изменить положение инвалидов в финском обществе? Наверное, самый яркий пример – панк-группа «Именины Пертти Курикка» (Pertti Kurikan Nimipaivat). В 2015 году квартет стал победителем в национальном отборочном этапе конкурса «Евровидение». За него проголосовали большинство финских телезрителей. И их нисколько не смутил тот факт, что все участники группы – люди с той или иной формой инвалидности. У фронтмена Пертти Кирикка – ДЦП, у вокалиста Кари Аалто – аутизм, а у бас-гитариста Сами Хелле и ударника Тони Вялитало – синдром Дауна.

Хотя в финал группа не прошла, она безусловно была самыми обсуждаемым участникам песенного конкурса. А главное, финским панкам удалось громко и на весь мир заявить: «Мы есть, и мы такие же как вы».

Кстати

О деятельности этой особенной музыкальной группы финские режиссеры Юкка Карккайнен и Яни-Петтери Пасси сняли документальное кино «Синдром Панка». Информацию о нём вы можете найти в нашем обзоре современного финского кинематографа.

Проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ментальной инвалидностью – основная тема песен группы . Они поют о себе и том, что их волнует, а еще о политике и чуть-чуть о любви. Творчество группы, появившейся в 2009 году в стенах социального центра для людей с инвалидностью в Хельсинки, нашло отклик у публики. Группа ездила в тур по Норвегии, Германии и Британии, сегодня продолжает успешно гастролировать по родной Финляндии.

Фото: iltalehti.fi

Недавно квартет превратился в трио, Пертти Куррика в силу возраста покинул группу. Но остальные участники коллектива отлично себя чувствуют, пишут новую музыку и не собираются завязывать с роком.

Бороться за свои права

Сами Хелле не только бас-гитарист панк-группы «Именины Пертти Курикка», но и активный участник ассоциации «Me Itse» (Мы сами). Отличительная черта ассоциации в том, что она основана людьми с интеллектуальной инвалидностью для того, чтобы самостоятельно защищать свои права . Организация появилась в 1999 году, сегодня в ней состоит уже больше 1000 человек.

«Me Itse» входит в структуру Inclusion Finland KVTL, национальной некоммерческой ассоциации, объединяющей под своим крылом около 180 финских организаций, поддерживающих людей с особенностями интеллектуального развития.

Фото: geniem.fi

Inclusion Finland KVTL организует курсы и семинары для своих членов. Все обучающие программы так или иначе направленны на социализацию людей с особыми потребностями и затрагивают все сферы жизни: от проведения досуга и навыков самостоятельных путешествий до тем о создании семьи и сексуальной культуре . Большая часть курсов абсолютно бесплатна.

Но главная задача Inclusion Finland KVTL – юридическая помощь людям с ментальной инвалидностью и их семьям.

По словам Мерии не всегда закон исполняется в полной мере и должным образом. Есть проблемы с трудоустройством . Сейчас по данным Inclusion Finland KVTL, около 500 людей с интеллектуальной инвалидностью работают на равных с обычными людьми и получают за свой труд достойную заработную плату. И как минимум 5 тысяч, которые этого хотят и, главное, могут. Но работодатели не спешат с предложениями. Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, но медленно.

Часто к юристам ассоциации приходят за советом относительно проживания в социальных квартирах. Расформирования интернатов и предоставления людям возможности жить самостоятельно безусловное благо, но и здесь, по словам Мерии не все бывает гладко.

Кроме того, люди с ментальной инвалидностью не всегда могут самостоятельно выбирать себе соседей или какие-то условия проживания. Хотя у них, как и у всех остальных есть на это полное право. Частично проблемы с индивидуальным проживанием обусловлены нехваткой социальных квартир. Предложение не успевает за спросом.

Фото: inclusion-europe.eu

И все же, не смотря на отельные минусы, в сфере поддержки людей с инвалидностью Финляндия сделала огромные шаг вперёд.

Мерия Маттанен поделилась романтической историей из жизни двух членов ассоциации Inclusion Finland KVTL. Пара познакомилась по переписке, и на почве совместного увлечения дзюдо у молодых людей завязались романтические отношения. Вот только жили они в разных городах. Любовь на расстоянии крепла. Наконец, жених решился и переехал к своей возлюбленной. И вот уже пару лет они семья. Живут в социальной квартире и чувствуют себя вполне счастливо. Это лишь одна из сотен историй, которая доказывает, каждый человек может быть счастлив, если у него есть поддержка окружающих и возможность управлять своей жизнью.

Юлия Богданова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

rss