Главная Новости

Молот или наковальня

Опубликовано: 01.10.2023

Молот или наковальня

Все мы сталкивались с людьми, поведение которых можно назвать «жертвенным». Эти люди защищают идею или дело ценой собственного комфорта, средств, в исключительных случаях, и жизни. Согласно нашей жизненной мудрости, эти люди «просты». Но без таких людей общество и народ обречены.

Чтобы понять, почему они обречены, давайте сначала спросим, ​​что такое нация. Согласно теории разностороннего российского учёного Льва Гумилёва, которую я кратко изложу ниже, нация или этнос — это природное явление, принимающее форму различных социальных институтов, таких как язык, традиции, религии, материальная культура и т. д.

Процесс возникновения, развития и исчезновения (сохранения покоя) народа мы называем этногенезом. Это дискретный процесс, т. е. народ имеет начало и конец - в отличие от социального процесса, который представляет собой постоянное, диалектическое развитие.

1500 лет живёт нация

Гумилев утверждает, что первоначальный заряд жизненной энергии, благодаря сопротивлению среды, постепенно расходуется в существе людей. По его словам, средняя продолжительность жизни народа составляет 1500 лет.

Нации рождаются из массы населения посредством страстного порыва. Страстность (пылкость, страсть — с испанского языка — бел.р) — особенность поведения некоторых индивидов, обусловленная мутациями их жизненной энергии. Цитирую, это непреодолимое стремление к намеченной цели, пусть даже иллюзорной, но для достижения которой пассионарий не жалеет своей жизни и жизни потомства.

Страсть – это подсознательный импульс, противоположный инстинкту самосохранения. У некоторых поведенческих типов оно преобладает и таких людей называют пассионариями. В других уравновешены самосохранение и страсть, это гармоничные люди; но обычно преобладает третий тип эгоистов.

Доля пассионариев в обществе очень важна, поскольку при их достаточном количестве пассионарные порывы в течение одного-двух поколений могут существенно изменить ход развития нации. Мутация страсти возникает из-за рассеянного космического излучения и передается по наследству, предполагает Гумилев.

Социобиология Эдварда Уилсона обнаружила самопожертвование и в животных обществах, и не только для защиты потомства, но и для регулирования численности популяции; человеческие естественные нации в определенные моменты также реагировали таким же образом, но это уже другая тема, к которой мы вернемся, когда представится случай.

Изменяет M

Знакомые читатели увидят тонкую разницу между этнической страстью и генетическим альтруизмом. Здесь нас интересует исследование Гумилевым нескольких десятков народов Евразии, приведшее к обобщенной схеме жизненного цикла этносов.

Согласно этой схеме, средняя продолжительность жизни народов в истории составляет 1500 лет, а изменение жизненной энергии народа на протяжении веков напоминает форму буквы М, причем правая часть графика находится значительно ниже. Где-то к 1300-му году народа, заметим как болгар, наступает фаза затмения.

В нем страстное напряжение упало ниже нуля, так как разросшиеся себялюбцы делают невозможной любую созидательную деятельность, желая только одного – удовлетворения своих ненасытных желаний.

Люди на этой фазе существуют благодаря материальным ценностям и привычкам, накопленным на предыдущей инерционной фазе. Большинство осуждает, по возможности уничтожает каждого человека, сохранившего чувство долга, трудолюбие и совесть. Этот народ не способен делать прогнозы и постепенно социальный организм ломается, поскольку легализуется коррупция, распространяется преступность, армия некомпетентна, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы.

Болгарская фаза мне кажется именно такой, и в этом смысле мы являемся подтверждением теории российского учёного. Следует отметить, что он не переполнен проболгарскими настроениями и характеризует Первое и особенно Второе Болгарское царство как этническую химеру, названную в честь существа из греческой мифологии, слишком разнообразного как этнический субстрат для создания настоящей нации.. Но это в данном случае не мешает нам оценивать наше развитие через его — правда, непроверяемую — теорию этногенеза.

Факелы или факелы...

После затмения наступает фаза возрождения — какие-то страстные личности на окраине общества возвращаются и что-то меняют, но это лишь временное явление, краткий всплеск активности непосредственно перед финалом народа. В конечном итоге этнос либо становится реликтом, существующим неопределенное время в пассивном состоянии, либо исчезает, а население, вероятно, инкорпорируется в другой этнос.

Где мы вообще находимся? Действительно ли наше начало является договором после победы Аспаруха над Константином Погонатом, или страстный порыв следует искать в уходе с прародины Балхары?

В последнее время получила развитие еще одна теория - что население Юго-Восточной Европы автохтонно, то есть оно не пришло ниоткуда, до турок конечно, а пульсировало к северу и к югу от Дуная в зависимости от военно-политических условий. Меняются лишь названия, которые иностранцы дают народам и странам.

Чтобы иметь хоть какое-то представление о том, что с нами происходит в рамках, представленных выше, первое и самое сложное — это найти место самого примечательного для нас события последнего времени с точки зрения народной психологии, как считает Марко Семов — Апрельское восстание 1876 г. Является ли это проявлением возрождения в этногенезе болгар или просто новым пассионарным порывом?

Народное благосостояние - от Апрельского восстания

Известно, что во времена Османской империи в первые века рабства болгарский народ сократился до 800-900 тысяч человек. В самом деле, не исчез ли уже однажды болгарский средневековый народ, как из этнической болгарской массы родился новый народ, носивший то же имя и говорящий примерно на том же языке, но забывший прежние традиции и обычаи, дворянское происхождение, власти, даже письменная культура, т. е. есть. большинство социальных учреждений?

В этом смысле Апрельское восстание, возможно, является взрывом страстей, который положил начало возникновению нашей нации, и нам, болгарам, еще предстоит подняться по крутому склону государственного строительства в ближайшие столетия.

Но также возможно, что это просто последняя попытка остаться в истории, за которой последует распад, как мы достаточно видели в капитализме, социализме и переходном периоде. В таком случае нам уже пора выходить из омрачения и стремиться к следующему, заключительному этапу, названному Гумилевым мемориальным (фаза воспоминаний).

То есть мы всё равно откроем своё прошлое величие, вспомнив его, поскольку на новое мы уже не способны. По балансу между этничностью и природой мы узнаем, вступили ли мы уже в фазу золотой старости, учит Гумилев, - то есть когда экологическая культура нации окончательно поднимется и улицы, горы и реки очистятся от мусор.

Я больше склонен думать не о зарождении, а о закате Болгарии, находящейся где-то на исходе примерно 1500 лет своего спокойного существования. Если мы в ближайшее время не создадим какой-то страстный импульс, продолжающийся хотя бы два поколения, который реорганизует народ в социальный организм, то в лучшем случае мы станем реликтовым народом, настоящими швейцарцами на Балканах, конечно в Балканский путь.

По сути, наши земли уже пережили подобный этап в генезисе населяющего их народа, когда Римский мир после первого века Нового времени дал людям возможность торговать, воспроизводиться, жить мирно и счастливо. Затем идут варвары, в которых есть новое, они пассионарии. Если ты не молот, то ты наковальня.

Оптимистическая теория для болгарского народа

Для патриотов, возможно, более приемлема другая гипотеза. Возродившись вместе с Левски и Ботевом, будущее у нас впереди. Впереди еще новые болгарские пассионарии, которые выведут нас из нулевой национальной энергии, выраженной в жизни кроткого верующего и бюргера.

Новая попытка общественного осознания наблюдается среди нас, болгар, это бесспорно. Вопрос в том, станет ли среди нас доля увлеченных людей достаточно высокой, чтобы привести к институциональным изменениям в ближайшие десятилетия.

Приятно знать, что, по мнению Гумилева, первым проявлением страсти является стремление к улучшению, то есть к общественному богатству, ведь некоторые критически важные услуги могут быть только коммунальными. И, на мой взгляд, первым болгарским шагом к зрелому обществу будет защита природы и вывоз мусора.

Власть – величайший враг

Но в самой природе государства с его бюрократическими структурами заложено сопротивление страстям. Государство рождается с народной жертвой, но, утвердившись, спешит подавить стремление к переменам и развитию. Государство не любит «простых» людей. Поэтому горе и горе им, если они не встретят свою смерть в бою...

rss