Бойко Ламбовский: Вредно, что у болгарина нет самоуважения
Опубликовано: 26.08.2023
Бойко Ламбовский: Вредно, что у болгарина нет самоуважения
Бойко Ламбовский – болгарский поэт, публицист, публицист, переводчик. Он родился в 1960 году в Софии. Окончил Французскую гимназию в Софии и Литературный институт имени А. М. Горького в Москве. Он работал в Союзе болгарских писателей, в Центральном студенческом доме культуры, был директором Книжного центра при Министерстве культуры, а сейчас является заведующим отделом «Культура» в газете «Сега». Его стихи переведены на немецкий, английский, французский, русский, сербский, турецкий, чешский, арабский, итальянский и др. языки. Он также пишет публицистику и эссе, переводит с французского и русского языков. С 2014 года является председателем Болгарского ПЕН-центра. Ламбовский – лауреат многочисленных поэтических премий, в том числе: «Владимир Башев» (1986) – за дебютную книгу, «Гео Милев» (1997) – за вклад в современную искусство, «Деревянная роза» — за книгу «Алый декаданс» и другие. Его книга «Тяжелый пулемет перед сном» была номинирована Болгарией на международную премию «Балканика» (2004). Он опубликовал десяток сборников стихов, является автором сборников очерков и фельетонов, переводов книг Иосифа Бродского, Роберта Десноса, Николая Гумилева и др.
Что вас в последнее время соблазняет писать?
Наконец я подготовил рукопись для сборника стихов. В него также войдут три коротких стихотворения. Он будет разделен на две части — одну весёлую, другую мрачную, но обе будут достаточно дикими. В этом возрасте пишут иначе, чем в молодости. Тогда вы спешите сказать то, что имеете, но не знаете, что важно. Теперь ты якобы знаешь, что важно, но никуда не торопишься — торопиться нет смысла.
Что ты читал в последнее время?
Я читаю разные книги, так как с подросткового возраста привык не оставаться без книги на ночь перед сном. Недавно я прочитал «Нацист и цирюльник» Эдгара Хильсенрата, забавную, но в то же время трагическую книгу с легкомысленными скачками мысли автора.
Есть ли в нашей стране молодые поэтические таланты?
Конечно, есть. Хотя сейчас к ручке тянутся не столько из амбиций, сколько из какого-то желания поделиться, к аутотерапии, если хотите. Потому что теперь государство не покровительствует молодым авторам, нет бесчисленных рецензий и тем более гонораров, а также возможности общественного престижа, которая существовала раньше. Однако в этом есть и хорошие стороны – когда сегодня встречаешь настоящий талант, это очень и очень аутентично.
Каков пульс современной болгарской поэзии?
Неравный. Неравный. О лихорадочном человеке – но ведь так и должно быть в искусстве.
Чего не может вынести душа поэта в наши дни?
Поэт такой же человек, как и все остальные. Я всегда был против того, чтобы видеть в поэте что-то иное, тем более нечто большее, чем другие люди. Поэт не лучше других людей и не более особенный, чем они. Он, пожалуй, только более интуитивен, более склонен к реактивной реакции, хотя и тихий – так что на него стоит обратить внимание. То, что чувствует и говорит поэт, часто чувствуют и говорят и другие, только с небольшим опозданием.
Как мы позволили пошлости, лжи и лжи захватить наше общество?
Пошлость, фальшь и ложь существовали, существуют и – увы – будут существовать еще долго. Я не склонен думать, что они «взяли на себя» сейчас, а раньше общество состояло из ангелов. Это не так. В силах человека постараться не позволить вышеперечисленным вещам овладеть собой. Даже это совсем непросто. И если больше людей не позволят этим вещам овладеть собой, то они не смогут захватить и общество. Я думаю, это важно.
Считаете ли вы, что мы должны быть толерантными к мигрантам и в какой степени?
Я думаю, что мы должны быть терпимы к беженцам, спасающимся от войны и репрессий. К экономическим мигрантам необходимо подходить разумно. Мы не можем открыть свои границы с половиной Азии и всей Африкой – мы просто лопнем. Вот почему мы должны защищать свои границы, потому что это защита нашей работы, нашей культуры и нашей идентичности.
Чего не хватает болгарину для того, чтобы быть счастливым и довольным?
Самоуважение. Ему этого часто не хватает. Болгарин недостаточно верит в себя, и это вредно.
При такой разобщённости нации, что нас может объединить?
Занимайтесь своими делами, это единственное, что имеет значение, как утверждала в одной из своих книг писательница-философ Айн Рэнд.
Краткая история нашей культуры прямо сейчас...
Ну, это сложный вопрос, я не ее терапевт. Но я попробую. Наша культура, а точнее все, что стоит за этим многозначным термином, является производной от уровня креативности и интеллектуального потенциала национальной элиты. Однако эта элита уныла и слаба, и по ряду причин тусклый - и простой - и тот слой, который должен ее питать. Причин много – экономический кризис, эмиграция, демографические проблемы, проблемы с образованием и многое другое. Процесс обратимый, но очень трудный и маловероятный – в ближайшем будущем.
Фото: София Арс Нет