Главная Новости

История русской литературы 09-HLR-РОС-ЗЛ-46

Опубликовано: 22.10.2023

История русской литературы 09-HLR-РОС-ЗЛ-46

Систематический курс истории русской литературы, охватывающий период с 1860-х годов (понимаемых как литературный период) до конца «Серебряного века». Русская литература (середина 1920-х гг.) в мере, учитывающей статус профессионального образования первого цикла. Будут представлены наиболее важные и характерные явления литературной жизни отдельных периодов, определяющие их специфику и своеобразие, тем самым обосновывая периодизацию в принятом временном диапазоне. Биографии и произведения отдельных художников будут помещены в контекст политических и социальных событий, а также доминирующих художественных явлений.

1. Характеристика 1960-х и 1970-х годов Разночинский и феномен русской интеллигенции. Позитивизм в России. Развитие журналов, литературной критики (М. Чернышевский, М. Добролюбов) и публицистического стиля.

2. Мороз? Красный нос М. Некрасова. Язык произведения. Проблема со стилем. Народные мотивы (??????), мотив "музы" поэт в контексте народнической идеи.

3. Обломов И. Гончарова. Состав. Психологизм. Обломов как лишний человек. Значение философии Шиллера. Сон об Обломовке в контексте спора

Западники со славянофилами. Понятие неполного героя (в контексте названия, Штольц). Проблема концепции М. Добролюбова (????????? ????????????) и возможность ее переоценки в контексте интерпретаций и экранизаций ХХ века Н. Михалкова (????????? ??? ??? ?????? ?????????).

4. Идея Почвенника в контексте спора западников и славянофилов.

5. Произведения Федора Достоевского? поэтика полифонического романа, идея карнавализации и карнавала в структуре произведения. Сущность «слова диалога» Достоева-Бахтина. Юродивы и антиповедение в русской культуре. Бедные люди. Жанровая форма произведения. Отношение к естественной школе. Место психологизма. Образ Петербурга (объективация и субъективизация в контексте взглядов Бахтина). Отношение к романтизму (Пушкин и Гоголь). Преступление и наказание. Диалог западных идей с «живой жизнью» (западные философские идеи и православное богословие) в структуре работы. Категория двойников.. Понятие минус-хвата. «Идиот» Ф. Достоевского. Психология Достоевского. Князь Христос-Дон Кихот-Обломов-Юродивый. Концепция красоты Достоева. Католицизм-социализм. Понятие рифмованной ситуации. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. Место «Легенды о Великом Инквизиторе» в структуре работы (обращение к шигалевской культуре и оценка католицизма). Истоки взглядов старца Зосимы и их отношение к исихазму. Творчество Федора Достоевского как выражение общероссийского «диалога с Западом». Достоевского в контексте западной философской мысли. Многогранная актуальность наследия писателя в XX и XXI веках.

6. Произведения Льва Толстого. Психология Толстого. Понятие «красота жизни» и «диалектика души». Отношения сознания и бессознательного как составляющие психологизма писателя в «Войне и мире» и «Анне Карениной». Понятие гомофонического типа романа. Историософия Толстого. Толстоизм и «экологическая мысль» писатель. «Анна Каренина» Л. Толстого. Психология Толстого. Позиция рассказчика (сравнение с «Войной и миром»). Положение дворянства после избирательной реформы. Женский вопрос. Категория трагедии. ???????????? Л. Толстой. Толстоизм в идее произведения. Проблема воспитания подрастающего поколения (отсылка к «Крейцеровой сонате»). Развитие психологизма писателя. Художественное и биографическое воплощение фольклорной категории «лучода». Великий русский роман как явление внутренней трансформации в комплементарной оппозиции.

7. История одного города М. Салтыкова-Щедрина (по фрагментам, указанным учителем). Стиль произведения. Виды отсылок к другим культурным текстам. Функционирование историзма и сатиры. Гротескные механизмы.

8. «Гроза» А. Островского. Новизна произведения в контексте театральной практики эпохи. Героиня произведения и проблема трагедии. Символика титула. Прием произведения.

9. Иконология Николая Лескова по мотивам произведения Ангел с печатью (??????????????? ???????). Функция иконы в художественном мире Лескова и Достоевского. Рассказы Леско. Ошибки и проблема стилизации в контексте произношения песен. ???????????? Лескова.

10. Шопенгауэризм в русской литературе (Тургенев, Фет, Толстой, «Серебряный век?»)

11. Литература 1980-х годов и специфика эпохи на фоне XIX века.Натурализм в русской литературе.

12. Произведения А. Чехова. Короткие рассказы: отношение к традиции, специфика юмора, типичность и случайность. Комната № 6? от психологического исследования к обобщению. Отношение к толстозму. Драматургия Чехова в контексте Великой театральной реформы. «Новая форма?» драма (тип конфликта, специфика диалога – молчание, композиция, быт и символ) по мотивам драм «Чайка» и «Три сестры». Роль майнигенцев и К. Станиславского в рецепции драматургии Чехова.

13. Произведения М. Горького. Короткие рассказы: традиции и инновации. Отношение к Толстому и Чехову. Характерный тип героя (плохого парня)? мировоззрение и язык. Внизу Горького. Форма драмы. Типы героев. От актуальных социальных проблем к философско-этическим обобщениям.

14. Символизм, акмеизм, футуризм? общая характеристика, манифесты, анализ образцов произведений.

15. ?????? ??? Ф. Сологуба. Элементы натурализма и символизма в структуре произведения. Психологизм Сологуба. ?Передоновщина? как социальное, моральное и философское явление.

16. ????????? (????????????) А. Блока. Символистская форма лирической драмы-мистерии в контексте русской традиции и комедии дель арте. Осведомленность категории аудитории относительно предпосылок Великой театральной реформы. Двенадцать с учетом тогдашней политической ситуации и идейно-художественных течений.

17. Петербург А. Белый. Язык произведения. Аполлонические и дионисические элементы. Идея панмонголизма. Распад личности и форма произведения. Психологизм и выражение символов перед лицом символической гармонии. Превращение Николая Аблеухова: из маски в русского сеятеля. Эзотерика против рационализированной административной машины. Функционирование романа в контексте «Петербургского текста», роль символа. Теургия. ?Герменевтическое эссе? Белый и самоинтерпретация.

18. Мистерия Буффо, «Облако в штанах» В. Маяковского. Творчество поэта в контексте предпосылок футуризма. Роль метафоры и гротеска в художественном образе.

19. Произведения Ивана Бунина. Деревня И. Бунина. Образ русской деревни на фоне традиции (славянофила и народника). Двойственность мотиваций русского характера. Роль природы. Тип психологизма. Историософия писателя. Отношение к русской традиции и место памяти в представлении произведений Нобелевского лауреата. Концепция любви на позднем этапе его творчества. Отсылки к восточной духовности в контексте тенденций эпохи. Образ любви в рассказах Бунина по романам «Солнечный удар» и «Легкое дыхание». Ценность моргания в трагической неудовлетворенности.

20. Работы Леонида Андреева. Место экспрессионизма в русской культуре. Человеческая жизнь. Поэтика символистско-экспрессионистской драмы. Гротеск и обобщение как способ философствования.

1. Знание русской литературы рубежа XIX-XX веков и 1920-х годов.

2. Писатель и его творчество на фоне социокультурных тенденций эпохи.

3. Анализ избранных художественных текстов из канона (темы, проблемы, структура произведения).

4. Обсуждаемое литературное произведение в контексте национальной и мировой культуры.

активное участие в занятиях, выпускной экзамен после второго курса

Обязательный:

1. И. Гончаров, Обломов;

2. Ф. Достоевский, Бедные люди, Преступление и наказание, Идиот, Изверги (фрагменты), Братья Карамазовы;

3. Л. Толстой, «Война и мир» (фрагменты), «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната»;

4. М. Лесков, Манькут, Ангел с печатью (??????????????? ?????????);

5. В. Гаршин, Красный цветок;

6. А. Островский, Бурза;

7. Салтыков-Щедрин М. История одного города (фрагменты);

8. М. Некрасов, Морозно-красный нос;

9. А. Чехов, «Смерть чиновника», «Чайка», «Три сестры», Комната № 6;

10. И. Бунин, Деревня, Солнечный удар, Мечты Чанга;

11. А. Куприн, Дуэль;

12. Андрей Л. Жизнь человека;

13. Ф. Сологуб, Чертенок;

14. А. Белый, Санкт-Петербург;

15. А. Блок, Ярмарочный сарай, Двенадцать, Незнакомец (монодрама);

16. В. Маяковский, Облако в брюках, Mysterium Buffo (фрагменты);

17. М. Горький, Макар Чудра, Внизу;

18. Лирические стихотворения (4 стихотворения/стихотворения на выбор из 10 предложенных учителем): А. Фет, Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Хлебников, Л. Гумилов, М. Цветаева.

Дополнительно:

1. Ф. Достоевский, Изверги (целиком), Записки из подполья, Кроткие;

2. Л. Толстой, Война и мир (целиком), Смерть Ивана Ильича, Живые мертвецы, Темная сила;

3. Лесков М. Очарованный странник;

4. М. Салтыков-Щедрин, господин и госпожа Головлевы;

5. Островский А. Лес;

6. А. Чехов, Ефрейтор Пришибеев, Степь, Хамелеон, Человек в футляре, Вишневый сад, Дядя Ваня;

7. Бунин И. Легкое дыхание, Властелин Сан-Франциско;

8. Андреев Л., «Сказка о семи повешенных», «Житие Василия Февийского»;

9. А. Блок, Скифы;

10. В. Маяковский, Хорошо!; Ванны;

11. М. Горький, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов.

rss