История русской литературы 09-HLR-РОС-ЗЛ-46
Опубликовано: 22.10.2023
История русской литературы 09-HLR-РОС-ЗЛ-46
Систематический курс истории русской литературы, охватывающий период с 1860-х годов (понимаемых как литературный период) до конца «Серебряного века». Русская литература (середина 1920-х гг.) в мере, учитывающей статус профессионального образования первого цикла. Будут представлены наиболее важные и характерные явления литературной жизни отдельных периодов, определяющие их специфику и своеобразие, тем самым обосновывая периодизацию в принятом временном диапазоне. Биографии и произведения отдельных художников будут помещены в контекст политических и социальных событий, а также доминирующих художественных явлений.
1. Характеристика 1960-х и 1970-х годов Разночинский и феномен русской интеллигенции. Позитивизм в России. Развитие журналов, литературной критики (М. Чернышевский, М. Добролюбов) и публицистического стиля.
2. Мороз? Красный нос М. Некрасова. Язык произведения. Проблема со стилем. Народные мотивы (??????), мотив "музы" поэт в контексте народнической идеи. 3. Обломов И. Гончарова. Состав. Психологизм. Обломов как лишний человек. Значение философии Шиллера. Сон об Обломовке в контексте спора Западники со славянофилами. Понятие неполного героя (в контексте названия, Штольц). Проблема концепции М. Добролюбова (????????? ????????????) и возможность ее переоценки в контексте интерпретаций и экранизаций ХХ века Н. Михалкова (????????? ??? ??? ?????? ?????????). 4. Идея Почвенника в контексте спора западников и славянофилов. 5. Произведения Федора Достоевского? поэтика полифонического романа, идея карнавализации и карнавала в структуре произведения. Сущность «слова диалога» Достоева-Бахтина. Юродивы и антиповедение в русской культуре. Бедные люди. Жанровая форма произведения. Отношение к естественной школе. Место психологизма. Образ Петербурга (объективация и субъективизация в контексте взглядов Бахтина). Отношение к романтизму (Пушкин и Гоголь). Преступление и наказание. Диалог западных идей с «живой жизнью» (западные философские идеи и православное богословие) в структуре работы. Категория двойников.. Понятие минус-хвата. «Идиот» Ф. Достоевского. Психология Достоевского. Князь Христос-Дон Кихот-Обломов-Юродивый. Концепция красоты Достоева. Католицизм-социализм. Понятие рифмованной ситуации. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. Место «Легенды о Великом Инквизиторе» в структуре работы (обращение к шигалевской культуре и оценка католицизма). Истоки взглядов старца Зосимы и их отношение к исихазму. Творчество Федора Достоевского как выражение общероссийского «диалога с Западом». Достоевского в контексте западной философской мысли. Многогранная актуальность наследия писателя в XX и XXI веках. 6. Произведения Льва Толстого. Психология Толстого. Понятие «красота жизни» и «диалектика души». Отношения сознания и бессознательного как составляющие психологизма писателя в «Войне и мире» и «Анне Карениной». Понятие гомофонического типа романа. Историософия Толстого. Толстоизм и «экологическая мысль» писатель. «Анна Каренина» Л. Толстого. Психология Толстого. Позиция рассказчика (сравнение с «Войной и миром»). Положение дворянства после избирательной реформы. Женский вопрос. Категория трагедии. ???????????? Л. Толстой. Толстоизм в идее произведения. Проблема воспитания подрастающего поколения (отсылка к «Крейцеровой сонате»). Развитие психологизма писателя. Художественное и биографическое воплощение фольклорной категории «лучода». Великий русский роман как явление внутренней трансформации в комплементарной оппозиции. 7. История одного города М. Салтыкова-Щедрина (по фрагментам, указанным учителем). Стиль произведения. Виды отсылок к другим культурным текстам. Функционирование историзма и сатиры. Гротескные механизмы. 8. «Гроза» А. Островского. Новизна произведения в контексте театральной практики эпохи. Героиня произведения и проблема трагедии. Символика титула. Прием произведения. 9. Иконология Николая Лескова по мотивам произведения Ангел с печатью (??????????????? ???????). Функция иконы в художественном мире Лескова и Достоевского. Рассказы Леско. Ошибки и проблема стилизации в контексте произношения песен. ???????????? Лескова. 10. Шопенгауэризм в русской литературе (Тургенев, Фет, Толстой, «Серебряный век?») 11. Литература 1980-х годов и специфика эпохи на фоне XIX века.Натурализм в русской литературе. 12. Произведения А. Чехова. Короткие рассказы: отношение к традиции, специфика юмора, типичность и случайность. Комната № 6? от психологического исследования к обобщению. Отношение к толстозму. Драматургия Чехова в контексте Великой театральной реформы. «Новая форма?» драма (тип конфликта, специфика диалога – молчание, композиция, быт и символ) по мотивам драм «Чайка» и «Три сестры». Роль майнигенцев и К. Станиславского в рецепции драматургии Чехова. 13. Произведения М. Горького. Короткие рассказы: традиции и инновации. Отношение к Толстому и Чехову. Характерный тип героя (плохого парня)? мировоззрение и язык. Внизу Горького. Форма драмы. Типы героев. От актуальных социальных проблем к философско-этическим обобщениям. 14. Символизм, акмеизм, футуризм? общая характеристика, манифесты, анализ образцов произведений. 15. ?????? ??? Ф. Сологуба. Элементы натурализма и символизма в структуре произведения. Психологизм Сологуба. ?Передоновщина? как социальное, моральное и философское явление. 16. ????????? (????????????) А. Блока. Символистская форма лирической драмы-мистерии в контексте русской традиции и комедии дель арте. Осведомленность категории аудитории относительно предпосылок Великой театральной реформы. Двенадцать с учетом тогдашней политической ситуации и идейно-художественных течений. 17. Петербург А. Белый. Язык произведения. Аполлонические и дионисические элементы. Идея панмонголизма. Распад личности и форма произведения. Психологизм и выражение символов перед лицом символической гармонии. Превращение Николая Аблеухова: из маски в русского сеятеля. Эзотерика против рационализированной административной машины. Функционирование романа в контексте «Петербургского текста», роль символа. Теургия. ?Герменевтическое эссе? Белый и самоинтерпретация. 18. Мистерия Буффо, «Облако в штанах» В. Маяковского. Творчество поэта в контексте предпосылок футуризма. Роль метафоры и гротеска в художественном образе. 19. Произведения Ивана Бунина. Деревня И. Бунина. Образ русской деревни на фоне традиции (славянофила и народника). Двойственность мотиваций русского характера. Роль природы. Тип психологизма. Историософия писателя. Отношение к русской традиции и место памяти в представлении произведений Нобелевского лауреата. Концепция любви на позднем этапе его творчества. Отсылки к восточной духовности в контексте тенденций эпохи. Образ любви в рассказах Бунина по романам «Солнечный удар» и «Легкое дыхание». Ценность моргания в трагической неудовлетворенности. 20. Работы Леонида Андреева. Место экспрессионизма в русской культуре. Человеческая жизнь. Поэтика символистско-экспрессионистской драмы. Гротеск и обобщение как способ философствования.1. Знание русской литературы рубежа XIX-XX веков и 1920-х годов.
2. Писатель и его творчество на фоне социокультурных тенденций эпохи. 3. Анализ избранных художественных текстов из канона (темы, проблемы, структура произведения). 4. Обсуждаемое литературное произведение в контексте национальной и мировой культуры.активное участие в занятиях, выпускной экзамен после второго курса
Обязательный:
1. И. Гончаров, Обломов; 2. Ф. Достоевский, Бедные люди, Преступление и наказание, Идиот, Изверги (фрагменты), Братья Карамазовы; 3. Л. Толстой, «Война и мир» (фрагменты), «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната»; 4. М. Лесков, Манькут, Ангел с печатью (??????????????? ?????????); 5. В. Гаршин, Красный цветок; 6. А. Островский, Бурза; 7. Салтыков-Щедрин М. История одного города (фрагменты); 8. М. Некрасов, Морозно-красный нос; 9. А. Чехов, «Смерть чиновника», «Чайка», «Три сестры», Комната № 6; 10. И. Бунин, Деревня, Солнечный удар, Мечты Чанга; 11. А. Куприн, Дуэль; 12. Андрей Л. Жизнь человека; 13. Ф. Сологуб, Чертенок; 14. А. Белый, Санкт-Петербург; 15. А. Блок, Ярмарочный сарай, Двенадцать, Незнакомец (монодрама); 16. В. Маяковский, Облако в брюках, Mysterium Buffo (фрагменты); 17. М. Горький, Макар Чудра, Внизу; 18. Лирические стихотворения (4 стихотворения/стихотворения на выбор из 10 предложенных учителем): А. Фет, Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Хлебников, Л. Гумилов, М. Цветаева.Дополнительно:
1. Ф. Достоевский, Изверги (целиком), Записки из подполья, Кроткие; 2. Л. Толстой, Война и мир (целиком), Смерть Ивана Ильича, Живые мертвецы, Темная сила; 3. Лесков М. Очарованный странник; 4. М. Салтыков-Щедрин, господин и госпожа Головлевы; 5. Островский А. Лес; 6. А. Чехов, Ефрейтор Пришибеев, Степь, Хамелеон, Человек в футляре, Вишневый сад, Дядя Ваня; 7. Бунин И. Легкое дыхание, Властелин Сан-Франциско; 8. Андреев Л., «Сказка о семи повешенных», «Житие Василия Февийского»; 9. А. Блок, Скифы; 10. В. Маяковский, Хорошо!; Ванны; 11. М. Горький, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов.